Top.Mail.Ru
Заказать консультацию
специалиста 1С
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Минфин рассказал о новшествах, которые заложены в ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»

27.03.2024
433
Время прочтения - 5 мин.

Организации обязаны применять ФСБУ 4/2023, начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 год. Возможность досрочного применения этого стандарта не предусмотрена.

Минфин выпустил обширные разъяснения о новом стандарте для бухгалтерской отчетности – ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», который был на днях утвержден приказом. В том числе, ведомство рассказало о сфере действия нового стандарта, о том, какие понятия теперь сформулированы – те, что в пока еще действующих нормативных актах не оговорены, однако на практике используются.

Организации обязаны применять ФСБУ 4/2023, начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 год. Возможность досрочного применения этого стандарта не предусмотрена.

Состав и показатели

В ФСБУ 4/2023 отчетность рассматривается исключительно как единое целое – совокупность всех составляющих, к которым отнесены баланс, отчеты, пояснения/ Отдельные составляющие, равно как их неполная совокупность не являются бухгалтерской отчетностью, не должны именоваться таким образом. Обязанность по раскрытию бухгалтерской отчетности может считаться исполненной лишь в том случае, когда он раскрыл отчетность в составе, установленном законом о бухучете и ФСБУ 4/2023.

Определен подход к зачету между показателями отчетности: зачет допускается лишь в случаях, предусмотренных ФСБУ. Например, ФСБУ 4/2023 устанавливает возможность зачета между показателями прочих доходов и прочих расходов. Представление показателей в нетто-оценке, то есть, за вычетом регулирующих величин, не является зачетом между этими показателями. Регулирующие величины (накопленная амортизация, накопленное обесценение, резервы под обесценение запасов, резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение финансовых вложений, другие оценочные резервы) раскрываются в пояснениях.

Определен минимальный перечень показателей, подлежащих раскрытию независимо от их существенности. Пока что отдельные из этих показателей раскрываются лишь в случае их существенности. Установлен перечень итоговых показателей, подлежащих раскрытию в балансе, отчетах о финансовых результатах и целевом использовании средств (до сих пор для баланса и отчета о целевом использовании средств такой перечень не устанавливался). Определен перечень показателей отчетов о финансовых результатах и изменениях капитала, которые могут раскрываться в самих этих отчетах либо в пояснениях. Решение по данному вопросу принимает сам экономический субъект.

В отчетности (в пояснениях) должно быть раскрыто, что она составлена в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами бухучета. Но если экономический субъект отступил от них, то он не может сделать такое утверждение – например, даже в том случае, если в бухгалтерской отчетности раскрыта информация о способах ведения бухгалтерского учета, принятых экономическим субъектом, и (или) иная соответствующая информация.

Установлено, что показатели, отсутствующие у экономического субъекта, не приводятся. При этом отчетность, как правило, не должна содержать указание на отсутствие информации (в том числе показателей), подлежащей раскрытию в соответствии со стандартами, у экономического субъект.

Вводятся детальные правила составления промежуточной отчетности, в частности, состав и содержание информации, раскрываемой в ней (до сих пор лишь отдельные требования определяются ПБУ 4/99). При этом состав и содержание информации, раскрываемой в промежуточной отчетности, расширены. Систематизированы правила составления упрощенной бухгалтерской отчетности. Введены дифференцированные требования к оформлению заголовочной части отчетности. Конкретизированы правила подписания отчетности (ПБУ устанавливалось лишь общее требование).

Что нового в балансе:

  • уточнен минимальный перечень показателей, обеспечивающих представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату (по сравнению с ПБУ 4/99);
  • состав и наименования показателей приведены в соответствие требованиям иных ФСБУ;
  • уточнены критерии выделения оборотных и внеоборотных активов, краткосрочных и долгосрочных обязательств;
  • установлено, что краткосрочная часть внеоборотных финансовых вложений представляется как оборотный актив;
  • установлено, что часть долгосрочного обязательства, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, а также обязательство, которое должно было быть погашено в этот срок, но долг реструктуризирован на период, превышающий 12 месяцев после отчетной даты, включаются в баланс как краткосрочные обязательства;
  • уточнен перечень итоговых показателей;
  • установлено, что итоговый показатель актива должен быть равен итоговому показателю пассива (ранее – требование не формулировалось).

Что нового для отчета о финансовых результатах:

  • уточнен минимальный перечень показателей, обеспечивающих представление о финансовом результате деятельности экономического субъекта за отчетный период;
  • состав и наименования показателей приведены в соответствие требованиям иных ФСБУ;
  • уточнен перечень итоговых показателей.

Что нового в правилах составления пояснений:

  • уточнен минимальный состав информации, подлежащей раскрытию в пояснениях;
  • предусмотрено раскрытие величины выплаченного (подлежащего выплате) аудиторской организации вознаграждения за аудит (если субъект – ОЗО), за отчетный год, а также – за иные аудиторские услуги, за прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, оказанные в отчетном году;
  • последовательность представления информации в пояснениях должна соответствовать последовательности представления информации в бухгалтерском балансе, отчетах, за исключением случаев, когда это противоречит содержанию информации.

Также Минфин раскрыл основные новации в отношении отчетности некоммерческой организации, рассказал о бухгалтерской отчетности в форме открытых данных или – в составе иного документа.

Как не "соврать"

ФСБУ 4/2023 установлены условия, при которых бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении, результате деятельности и движении денежных средств:

  • формирование информации, раскрытой в бухгалтерской отчетности, в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами бухучета и систематизация ее согласно требованиям, установленным законом и ФСБУ 4/2023;
  • нейтральность информации, раскрытой в бухгалтерской отчетности;
  • последовательное применение содержания и форм бухгалтерской отчетности от одного отчетного периода к другому;
  • наличие сравнительных показателей (иной информации) за аналогичный предшествующий отчетный период;
  • существенность информации, раскрытой в бухгалтерской отчетности;
  • обособленное раскрытие существенной информации об отдельных объектах бухгалтерского учета.

(информационное сообщение от 26 марта 2024 года № ИС-учет-50).


Источник: Audit-it.ru

Рассказать друзьям
Вам может быть интересно: